Загадки Лесовичка
Сценарий игровой программы по экологии
Цель: сформировать экологическую культуру.
Оборудование: кленовый лист с текстом письма, запись «Песня паровозика», рисунки «Правила поведения в лесу», изображения птиц (дятел, соловей, сорока, кукушка, ворона), инвентарь для игр.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, когда я шла к вам на встречу, ко мне прилетел кленовый листок, а на нем необычное письмо. Сейчас я вам его зачитаю:
«Здравствуйте дорогие детишки! Случилась беда в моём лесу. Кощей бессмертный наложил заклятие, и поселилась в нём «мёртвая тишина»: птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю только, что заклятие могут снять только дети. Помогите моему лесу, очень вас прошу!»
Как вы думаете от кого письмо? (дети отвечают)
Лесовичок: Помогите мне справиться с этой бедой. Давайте сейчас вместе отправимся в путешествие по лесу, но для этого нам надо пройти все испытания от Кощея и расколдовать лес. Готовы? На каждом этапе вы будете получать задания, а выполнив его, получите заколдованные буквы. И только когда вы составите правильно слова, мы сумеем лес расколдовать.
Ведущий: А отправимся мы с вами в путешествие на волшебном поезде. Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие и помочь Лесовичку просим занять свои места! Поезд отправляется!
(Звучит запись «Песня паровозика» и дети, положив руки друг другу на талию, составляют паровозик)
Лесовичок: (натыкается на конверт) Вот первое задание от Кащея - конверт с загадками
1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)
2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)
4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)
5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)
Лесовичок: А это второе - Игра "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки – комар, вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара. В конце задания получают часть слова «ЗНА».
Лесовичок: Ну что, поехали дальше. А подскажут куда идти следы. (идут по следам, видят сухое дерево) Ой смотрите какое дерево! Давайте его оживим.
Действие 3 «Оживи дерево»:
На ватмане нарисован ствол дерева без листьев, надо приклеить листья на дерево. После выполнения задания ребята получают вторую часть слова «ТО».
Ведущий: Куда же дальше ведут следы. Давайте узнаем. (Дальше следы ведут на полянку, где ребята находят третий конверт с заданием)
Задание 4. Игра «Поможем полянке»
Ведущий: Ребята, что же случилось с нашей поляной? (на поляне мусор, банки, бумажки). Посмотрите, на этой поляне побывали дети-неряхи. Они не умели вести себя в лесу, вот сколько мусора оставили на траве.
Лесовичок: Их спугнул Кощей, когда они пытались мне помочь. Помогите мне.
Ведущий: А как мы можем помочь Лесовичку? (нужно убрать весь мусор на поляне) Правильно, давайте уберём мусор на поляне.
Лесовичок: Вот, теперь наша поляна как зелёная скатерть, раскинулась перед нами.
За это дети получают следующую часть слова «КИ»
Следы ведут на физкультурную площадку, где дети находят конверт с заданием
Задание 5. Загадка
Бурый, косолапый,
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он,
У лесных пчёл мёд. (Медведь)
Действие - Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"
Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»), после игры дети получают последнюю часть слова «ПРИ».
Задание 6.
Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно добежать до елочек и найти среди них цветы. На них и будут написаны загадки.
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки. (Цветок)
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
3.Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)
Действие - танцевальный конкурс
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.
После получают часть слова «РО»
Ведущий: Следующая загадка - от старичка Лесовичка. Ребята, а вы знаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы лес и дальше радовал нас? Давайте вспомним их.
Действие - Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Получают часть слова «ДЫ»
Лесовичок: Мы с вами уже расколдовали птиц, зверей, цветы, насекомых, получили все части слова сейчас нам нужно их собрать, чтобы заклятие потеряло свою силу и лес ожил.
Дети собирают слова. Дружно громко их проговаривают. После этого звучит музыка леса.
Лесовичок: Лес ожил и мы слышим его голоса! Здорово!
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.
(Участники, глядя на рисунки «Правила поведения в лесу», проговаривают их)
Не будем срывать цветы;
Не будем ловить бабочек, стрекоз и других насекомых;
Не будем ходить по газонам;
Нельзя вырывать растения с корнями, они на этом месте не будут расти.
Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его;
Не будем ловить и уносить домой птенцов.
Лесовичок:
Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!
Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Мы помогли Лесовичку. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Сейчас мы можем отправиться домой! Внимание! Внимание! Наш поезд отправляется на станцию «Библиотека» Наше путешествие завершилось.
Интернет-источники:
http://www.abvgdeika42.ru/gallery/igra__sorevnovanie_zagadki_starichka__lesovichka.html