Игра-путешествие "Межпланетная экспедиция"

Цели: содействие формированию у дошкольников знаний о первых полётах в космос, планетах; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.

Действующие лица: Ведущий, Незнайка. 

Ход мероприятия

Ведущий: 
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня замечательный праздник – День космонавтики. И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу! 
Вбегает Незнайка. 
Незнайка: 
Ага! Без меня улететь хотели! 
Ведущий: 
А ты кто такой? 
Незнайка: 
Ну, вот тебе раз! Они даже не знают, кто я! Я – великий космонавт! Я – первым побывал в космосе! Я - …. 
Ведущий: 
Дети, неужели это пожаловал к нам сам Юрий Гагарин? Ну, здравствуйте, мы очень рады вас видеть, простите, что сразу не признали. 
Незнайка: 
Не, я не Гагарин! Я даже и не знаю, кто это вообще такой. 
Ведущий (обращается к детям): 
А вы, ребята, знаете, кто такой Юрий Гагарин? 
Ответы детей. После ответов детей рассказать немного о первом космонавте.  
Слайд №1 Портрет Гагарина. 
В космической ракете 
С названием "Восток" 
Он первым на планете 
Подняться к звёздам смог. 
Поёт об этом песни 
Весенняя капель: 
Навеки будут вместе 
Гагарин и апрель. 
Ведущий: 
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут! Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики. 
Незнайка: 
Ой, подумаешь, 108 минут! Я там провел бы все 200 минут! А вы, Гагарин, Гагарин! 
Ведущий: 
Ну, ты и врунишка! А ты ведь даже и не представился нам еще! 
Незнайка: 
Я уж даже не знаю, представляться теперь вам или нет

Ведущий: 
А я думаю, что уже знаю, кто ты. Ты – Незнайка! 
Незнайка: 
Ну вот, даже не интересно как-то стало. Пойду я от вас. 
Ведущий: 
Подожди, не уходи! Останься, я думаю, тебе все же будет с нами интересно! 
Незнайка: 
Ну, давайте, останусь, но уж не знаю, будет ли мне интересно. 
Ведущий: 
А ты останься и посмотри. А мы отправляемся! А сейчас давайте представим себе, что мы – юные космонавты. И собираемся совершить космическое путешествие по всем планетам солнечной системы, а потом вернуться домой на Землю. 

- Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля).

- Правильно. - У нас с вами будет два экипажа, две команды. Экипаж ракеты «Комета» и экипаж ракеты «Звезда». (Ставятся ракеты на столы экипажей). Мы с вами будем прилетать на планеты, на которых нас ждут задания. И в конце мероприятия мы с вами увидим, чей экипаж знает о космосе больше, чей экипаж победит. Итак, отправляемся в путь.
По порядку все планеты 
Назовёт любой из нас: 
Раз — Меркурий, 
Два — Венера, 
Три — Земля, 
Четыре — Марс. 
Пять — Юпитер, 
Шесть — Сатурн, 
Семь — Уран, 
За ним — Нептун. 
Он восьмым идёт по счёту. 
Незнайка: 
И на чем же вы собираетесь отправиться в путешествие? 
Ответы детей (на ракете) 
Незнайка: 
Ракету ещё построить надо… 
Конкурс – собери ракету. 
Конкурс проводится по командам, дети делятся на две команды. У каждой команды детали ракеты Задача каждой команды, собрать ракету быстрее противника. 
Ведущий:  Ну вот, теперь можно отправляться. Занимаем места в ракете. 
«На старт! ». 
1. Меркурий - Слайд №2 
Ведущий:  Вот мы и на Меркурии! Меркурий самая маленькая планета солнечной системы, она находится ближе всего к Солнцу, на ней нет атмосферы, постоянно колеблется температура, поверхность покрыта кратерами. 
А для того, чтобы нам благополучно продолжить наше космическое путешествие, нужно выполнить задание. 

Космические загадки

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный (спутник)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят,

Ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

Незнайка: Все экипажи справились с этим заданием на этой планете, можно лететь дальше. Начинаем обратный отсчёт (все хором) : «3, 2, 1, старт! » 
2. Венера - слайд №3 
Ведущий: Венера – вторая планета солнечной системы, по размеру почти такая же, как Земля, ее поверхность скрывают густые облака серной кислоты, покрыта она вулканами, кратерами, горами. 
Задание: звучит космическая музыка, вам нужно станцевать танец звезд. 
Дети танцуют. 
3. Марс - слайд № 4 
Ведущий: четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. На поверхности планеты находятся кратеры, вулканы, долины, пустыни. Есть 2 естественных спутника – Фобос и Демос. 
Задание: на Марсе нас встречают инопланетяне, по-нашему разговаривать они не умеют, вам нужно жестами объяснить, что вы хотите: 
Переплыть через реку 
Вкусно позавтракать 
Взлететь как птица 
Поиграть в футбол 
4. Юпитер-слайд №5 
Ведущий: пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. 
Задание: Игра «Путаница: прыг и скок»

Незнайка:

- Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность! Если я крикну: «Прыг», — то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». А если я крикну: «Скок!», — то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!
5. Сатурн – слайд №6 
Ведущий: шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн опоясывают кольца, которые состоят из частичек льда, камней и пыли. Вокруг планеты обращается 62 спутника. Титан — самый крупный из них. 
Задание: При подготовке к выполнению различных задач на космической орбите, чтобы чувствовать себя комфортно в состоянии невесомости, необходимо как следует потренироваться. Собрать как можно больше рассыпавшихся деталей одной из солнечной батарей космического корабля. 

Перед началом выполнения этого упражнения для каждой команды составляются вместе три стула. Члены команды поочередно ложатся на них таким образом, чтобы голова свешивалась с последнего стула. Закрыв глаза повязкой, участники за определенный промежуток времени собирают в коробку конструктор, раскиданный по полу в пределах досягаемости. Победа засчитывается той команде, игроки которой не оставят после себя никакого «космического мусора». Ход выполнения этого упражнения в целях безопасности контролируют двое взрослых (по одному на каждую команду). 
6. Уран – слайд №7 
Ведущий: седьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Это самая холодная планета Солнечной системы с температурой -224 °C. Ядро Урана состоит в основном изо льдов и горных пород. Имеет 27 спутников. 
Задание: жители планеты очень любят поэзию, поэтому нужно рассказать им любое стихотворение (2-3 чел). 

Читают стихи про космос
7. Нептун – слайд №8 

Ведущий: восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Имеет 12 спутников, самый крупный – Тритон. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы, их скорости могут достигать 2100 км/ч. Ядро состоит изо льда и горных пород. 
Задание: Представьте, что вы встретили настоящего инопланетянина. Как вы думаете, как он мог бы выглядеть? Придумайте и нарисуйте, как, по-вашему мнению, может выглядеть инопланетянин.

8. Земля – слайд №9 
Ведущий: третья планета солнечной системы, единственная населенная живыми существами. Поверхность земли покрыта Мировым океаном, континентами, островами. Спутник Земли – Луна. 
Ведущий: Ура! Мы снова вернулись домой, на Землю. Теперь мы с вами знаем, какие планеты есть в нашей солнечной системе, сколько их и как они называются. Знаем, что человек, который летает в космос, называется космонавт. Он должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос. И, конечно же, поздравьте свою семью с праздником, с Днем космонавтики! 
А тебе Незнайка, понравилось наше путешествие? 
Незнайка: 
Да, здорово тут у вас, столько нового и интересного узнал, но мне пора домой! Пойду Знайке расскажу, что я узнал. Вот он удивится-то!! 
Незнайка убегает.

Источники:

  1. Сценарий ко дню космонавтики в библиотеке [Электронный ресурс]: Сайт. - Электронные данные. - Режим доступа: http://krugosvet.ucoz.ru/news/scenarij_ko_dnju_kosmonavtiki_v_biblioteke/2015-12-20-1808 - Загл. с экрана.- Язык русский
  2. Сценарий ко дню космонавтики в библиотеке [Электронный ресурс]: Сайт. - Электронные данные. - Режим доступа: http://bezpodarkov.ucoz.ru/news/scenarij_ko_dnju_kosmonavtiki_v_biblioteke/2014-05-01-5158 - Загл. с экрана.- Язык русский